Днeпропeтрoвск, пр. Гагарина, 77
+38 (056) 377-88-76

0-800-210-023

Ru Ua En De

«Много ль корова дает молока?…» - Бердянский порт опять хотят продать

Мы знаем Бердянск  как курортный город возле  Азовского моря. Но когда курортный сезон заканчивается, единственным «кормильцем» города является  Бердянский морской торговый порт БМТП. На сегодняшний день для БМТП  возникла существенная проблемма в виде возможной приватизации.

Задумал построить Бердянский морской торговый порт в далеком  1830 году, еще  Николай I. Это был самый выгодный путь для переправы зерна из Таврийской и Екатеринославской губерний за границу.  Порт  не планировался большим  и железнодорожное движение, немногим позже, планировалось одноколейным. Но во времена  гражданской войны порт стал стратегически важным объектом, т.к. именно здесь производилась перевалка и хранение боеприпасов для военных  сил Юга России под руководством генерала Антона Деникина.

В советские времена понятие «неперспективно» относилось не только к сельским населенным пунктам, но и к портам. Это понятие относили также и к БМТП. К примеру расположенный совсем рядом Мариупольский (Ждановский) порт был спроектирован в пять раз мощнее чем Бердянский  и обеспечивался хорошей инфраструктурой. Таким образом, к 2014 году о двухколейной железной дороге  к Бердянску не позаботились не только цари, но и никто из советских генсеков.

После аннексии Крыма в 2014 году  Крымские порты стали  недоступными, а Мариуполь оказался по близости зоны военного конфликта . Экономическая дестабилизация 2014 года негативно отразилась  и на так проблемном Мариупольском порту, грузооборот которого снизился на 35 %.

Все  эти события заставили большинство грузополучателей  и грузоотправителей обратить внимание на Бердянский порт. И с 2014 года Бердянский порт начал ставить рекорды. В 2015 году Бердянский порт одержал победу в таких  номинациях:  «Золотая тонна» -  за рекордные показатели грузооборота, «Темпы роста-2015» - рост грузооборота на 43,3 %, «Абсолютный рост-2015» - за рост грузооборота на 1 297,6 тыс. тонн в сравнении с предшествующим годом.  Результаты поражают  еще и тем, что проектная мощность БМТП – 2,5 млн тн, а переработал он в прошлом году – 4,29 млн тн грузов.

Проблемы Бердянского порта начинаются далеко за его пределами. Вагоны БМТП долго стоят на узловых станциях. И это в то время, когда «Укрзалізниця» не загружена. В Запорожье уже покрывается ржавчиной путь магистрали Харьков-Симферополь. Вагоны простаивают из-за одноколейки, а не электрифицированный участок Федоровка-Великий-Токмак-Бердянск значительно удорожает перевозки. Есть и чисто «морские» проблемы.  Глубина Азовского моря не позволяет большинству судам подходить к причалам, где глубина составляет 8 метров, нужно отрывать и поддерживать в рабочем состоянии судоходный канал. Наибольшая часть прибыли уходит в госбюджет и в городской.

И в это время запускается процесс приватизации. При Януковиче предприятие уже пытались подготовить к приватизации под определенного собственника. Сократили на 50% зарплаты, порт работал 3-4 дня в неделю, закрыта поликлиника, продана база отдыха на Бердянской косе. После того как «непотопляемые» предприятия  «Азовкабель», «Азмол» были таким же способом приватизированы, они попросту исчезли, а огромное количество работников оказалось на улице.

В Украине нет   нормального законодательства, которое могло бы регулировать  правила приватизации и использования  таких предприятий, защищая их от дальнейшей «дележки» именно этим и пользуются  многие недобросовестные бизнесмены,  они находят в Украине клондайк, который приносит огромные прибыли. Приватизируя предприятия, они просто убирают конкурентов.