Днeпропeтрoвск, пр. Гагарина, 77
+38 (056) 377-88-76

0-800-210-023

Ru Ua En De

Новый закон о речных перевозках – все за одного, а один против всех

Месяц назад парламентарии наконец-то проголосовали за законопроект 2475a, нацеленный на развитие внутренних водных путей. Принятие мер оттягивают уже больше 10 лет. Но сегодняшнее решение, нормы, прописанные в 2475a, устраивают почти всех:  правительство, представителей бизнеса, грузовладельцев, экспертов из ЕС. Против выступает только крупная компания «Нибулон», которая, по решению Антимонопольного комитета Украины, не может называться монополистом на рынке перевозки грузов внутренним водным транспортом.

«Нибулон» сетует на основной недостаток законопроект – отсутствие открытой методологии расчета нового речного сбора. Представители компании предлагают обсудить этот вопрос с международными финансовыми организациями, оттянуть рассмотрение закона еще на несколько месяцев и снова переголосовать.

Кажется, что подход здравый и логичный, но есть еще одно объяснение стремлений «немонополиста». Возможно, компания рассчитывает, что проект закона не пройдет повторные слушания и ей удастся сохранить долю на рынке. В противном случае, доступ к водным путям Украины получат суда под иностранными флагами, конкуренция увеличиться, а за милость грузоотправителя придется серьезно побороться.

Мнение экспертов и Министерства – как 2475a изменит логистику?

По словам министра инфраструктуры, планируемый речной сбор будет меньше, чем суммарно пять других сборов, которые действуют сегодня. Он облегчает работу операторов рынка и должен позитивно повлиять на стоимость услуг (в сторону их снижения). Следовательно, речной сбор выгоден как грузоотправителям, так логистам.

Полученные деньги будет легче распределять и направлять на реконструкцию, поддержание состояния, строительство новых инфраструктурных объектов на реке.  При правильном подходе и исполнении, 2475a способен оживить отрасль, способствовать разгрузке ЖД и автомобильных дорог, принести значительную пользую экономике.

Конечная цель – реализовать уникальный потенциал реки Днепр (30-35 млн т в год). Сегодня по ней перевозят 6-7 млн тонн груза в год (3%) от общего объема грузоперевозок в стране. Для сравнения в Голландии водный транспорт закрывает до 50% потребностей грузоотправителей, а в Румынии до 30%. Цифры впечатляют, но стоит ли ждать дешевой и качественной доставки? Однозначного ответа на этот вопрос пока нет.