6 мая, 2021

Какие планы «Укрзализныци» на грузовые перевозки

В прошлом году грузопоток на «Укрзализныце» снова значительно сократился. Это нельзя назвать неожиданностью, связанной с пандемией Ковид-19, прекращением транзита с Россией, отсутствием железнодорожного сообщения с оккупированными областями. Подобная динамика наблюдается уже десять лет. Из положительных показателей можно отметить только снижение вагонного оборота.

Как же «Укрзализныця» планирует выходить из сложившейся ситуации и чем эти решения обернуться для ж/д грузоперевозок?

Отрицательная динамика

Из года в год, в течение десяти лет украинская железная дорога постоянно теряет объемы грузопотока. С 2011 по 2020 года показатели сократились с 470 млн. тонн до 305,4 млн тонн. Основным направление работы «Укрзализницы» в данном направлении являются внутренние грузоперевозки, составляющие половину от общего количества транспортировок грузов, на втором месте – экспортные транспортировки товаров, импортное направление составляет самую маленькую часть от общего объема. К примеру, в прошлом году во внутреннем сообщении перевезено 143 млн. тонн, экспортировано посредством ж/д Украины 113 млн. тонн грузов, а импорт составил 36.5 млн тонн.

Снижение количества грузопотока – это, прежде всего, дисбаланс расходов и прибыли железной дороги страны. С такими показателями УЗ достаточно сложно выйти на нормальный уровень самоокупаемости, а тем более развиваться. Чтобы железная дорога Украины могла выплачивать заработную плату, покрывать все статьи расходов и оставаться в плюсе, годовой объем грузоперевозок должен составлять не менее 350 млн. тонн, но пока эти цифры для УЗ сегодня заоблачные.

Учитывая, что в предыдущие годы тарифы на железнодорожные грузоперевозки постоянно повышались, клиенты предпочитали перевозить товары другими видами транспорта. Чтобы вернуть свой приоритет, УЗ необходимо оптимизировать работу, а именно, обеспечить клиентам умеренные цены при повышении эффективности и скорости перевозки.

Груз года

В основном в 2020 году УЗ транспортировала такие грузы как: железосодержащее рудное сырье, стройматериалы. Именно благодаря большому объему перевозок руды, УЗ в 2020 году незначительно снизила объемы транспортировок, в сравнении с предыдущим годом. Такие грузы составили почти 50% общего грузопотока ж/д Украины. Положительная конъюнктура рынка ЖРС связана с тем, что Бразилия, являющаяся главным производителем этого сырья, очень пострадала от Ковид-19. Цены на железосодержащее рудное сырье выросли и украинские предприятия смогли быстро нарастить объемы его экспорта. Соответственно, спрос на ж/д перевозки руды также возрос.

В 2020 году «Укрзализница» транспортировала строительных материалов на 16.7% больше, чем в 2019 году. Высокий спрос на данные товары обусловлен запуском государственного проекта «Большая стройка».

Все другие виды грузов не радуют позитивной динамикой, здесь наблюдаются сокращение объемов грузопотока:

  • на 17% уменьшилось количество угольных перевозок;
  • зерна было перевезено на 13% меньше;
  • на 4% сократились перевозки черных металлов;
  • удобрений и другой химической продукции перевезено меньше на 5%.

Сокращение объемов транспортировки зерновых обусловлено низким урожаем, который уменьшился в сравнении с 2019 годом на 10 млн. тонн.

Контейнерные железнодорожные перевозки

При том, что общий грузопоток УЗ сократился, контейнеры в этом году перевезли на 41% TEU больше, чем в предыдущем. Выйти в плюс контейнерным перевозкам удалось благодаря:

  • увеличению количества составов с контейнерными вагонами;
  • усовершенствованию технологии транспортировки;
  • работе по новым интернациональным маршрутам.

По железной дороге контейнерами осуществлялись прямые поставки грузов из Китая. Были организованы прямые поставки товаров из КНР в Украину и некоторые европейские страны. Заручившись поддержкой DHL Global Forwarding, УЗ планирует и далее развивать это направление, вводить новые международные маршруты.

«Укрзализница» планирует реформировать сферу контейнерных перевозок, в частности, усовершенствовать концессию терминалов «Лиски», а в дальнейшем контейнерные перевозки выделить в отдельную сферу железнодорожных грузоперевозок. Руководство УЗ собирается привлекать новые грузопотоки и улучшать терминалы, используя инвестиции государственных и частных партнеров. Это позволит УЗ выйти на новый уровень, предлагать лучшие качественные и скоростные условия транспортировки маржинальных товаров контейнерами.

Снижение оборачиваемости вагонов

Позитивным моментом в работе «Укрзализницы» стало снижение оборачиваемости составов. Эксперты объясняют это воздействием нескольких факторов:

  • Сокращением количества пассажирских перевозок из-за карантина. Без пассажирского движения грузовые вагоны стали ездить быстрее, так как освободились локомотивы и бригады, которые раньше были задействованы в пассажирских перевозках. Плюсом стало и то, что грузовым вагонам не приходилось простаивать, пропуская пассажирские поезда.
  • Увеличением локомотивных плеч. Практика «длинных плеч», которая внедрена на украинской железной дороге, позволяет составам следовать на длительные расстояния без смены локомотива и бригады, что также улучшает показатели оборота вагонов.

Программа капитального инвестирования

В 2020 году капитальное инвестирование УЗ сократилось до минимума, если в 2018 году программа инвестиций составляла 17 млрд гривен, то в 2020 – всего 5 млрд гривен. Программа конвертирования ежегодно выполняется максимум на 60%, что негативно сказывается на работе «Укрзализницы», на бизнесе, парке поездов, инфраструктуре, качестве, безопасности и скорости грузоперевозок.

В 2021 году увеличение конвертирования рассматривается как один из приоритетов. Увеличивая капитальные инвестиции ежегодно, уже в 2023 году УЗ сможет обеспечить равный доступ к инфраструктуре для всех заказчиков и быстро выполнять все наряды на грузоперевозку. Чтобы достичь таких результатов и стабилизировать финансовое положение УЗ, требуется выполнение комплексной программы, включающей: повышение прибыльности пассажирских перевозок, отмену налога на землю под железнодорожным путями, создание отдельного денежного фонда, который будет использоваться для реализации программы модернизации, продажу непрофильных активов.

Остались вопросы?

Оставьте контакты, чтобы связаться с нашим специалистом.

Для заполнения данной формы включите JavaScript в браузере.