Днeпропeтрoвск, пр. Гагарина, 77
+38 (056) 377-88-76

0-800-210-023

Ru Ua En De

Реализация и развитие транзитного потенциала Украины

    Несомненно, Украина имеет выгодное географическое положение, через её территорию проходят основные транзитные потоки между Европой и Азией, а незамерзающие черноморские порта, и разветвленная сеть железных и автомобильных дорог создают все необходимые предпосылки дальнейшего развития этого нашего преимущества.

    Транзит составляет до 40% в структуре внешнеэкономических грузопотоков, которые направляются через границы Украины. Это обусловлено, прежде всего:

- развитием международных транспортных коридоров (МТК);

- имеющимися в Украине мощностями по переработке транзитных грузов в морских торговых портах;

- наличие собственной ГТС (газотранспортной системы) обеспечивающей транзит углеводородного сырья с Российской Федерации в европейские страны и Турцию;

- возрождением авиационной отрасли.

    Но на ряду с этим, потенциал страны по транзиту не используется даже на четверть, согласно статистики, грузопоток между Европой и Российской Федерацией через Беларусь превышает грузопоток, идущий через Украину в 5 и более раз, а коррупция в черноморских портах и на границах сводит на «нет» наше преимущество как страны - транзитёра. Кроме того, ситуация ещё усугубляется из-за плачевного состояния дорог, даже основных транзитных артерий, а развитие речного и морского флотов государством совсем не поддерживается.

    Непоправимый ущерб транзитному грузопотоку нанёс мировой финансово-экономический кризис, с 2008 по 2013 годы данный вид перевозок сократился больше чем в три раза.

     За этот период произошло уменьшение объемов на перевозки грузов по Украине железнодорожным транспортом на 59%. Это связано с переориентированием перевозок на автомобильный транспорт, который вырос в 7,9 раза, а его доля в структуре транзитных грузопотоков выросла больше чем в десять раз. При этом объемы перевозок, которые осуществляются морским транспортом, выросли с 4,9 до 6,7 в общих объемах транзитных перевозок грузов. В период с 2005 по 2008 гг. происходило увеличение объемов транзитных грузов, которые перевозились речным транспортом (в 7,4 раза), которое в дальнейшем полностью было потеряно под воздействием финансово-экономического кризиса.

Украинская логистика глазами международных экспертов

   В 2012 году наша страна заняла —66 место (из 155 государств) в «Рейтинге логистической эффективности» (LPI) Всемирного банка. Кроме того, наша страна попала в группу из 10 стран, которые продемонстрировали наибольшее улучшение показателей за последние два года. Напомню, в 2010 мы были на 102 месте. А вот уже в 2014г. Украина улучшила свои показатели и оказалась на 61-й позиции. Также об улучшении транзитного рынка Украины говорит «Индекс логистической эффективности».

                   СПРАВКА

Исследование Всемирного Банка «Индекс логистической эффективности» проводится каждые 2 года,

начиная с 2007 г., методом анкетирования транспортёров и экспресс-перевозчиков по всему миру.

Оцениваются шесть критериев: эффективности таможенного и пограничного оформления; качества торговой и транспортной инфраструктуры; простоты организации международных перевозок по конкурентоспособным ценам; качества и компетентности логистических услуг; возможности отслеживания прохождения грузов; своевременности поставок.

 

Чем выше показатель индекса страны, тем более развитой является ее логистическая система.

Согласно исследованиям, наиболее развитой в логистическом плане страной мира, признана Германия. Итоговое значение ее индекса составило 4,12 балла, а наиболее худшие результаты оказались у Сомали -1,77 балла. Динамика национального индекса эффективности логистики показывает, что логистическая система Украины прогрессирует, в текущем году он составил 2,98 балла.

     Не смотря на такой позитив в оценке нашего транзитного рынка зарубежными экспертами и, несомненно, положительной динамике роста логистической эффективности, эта отрасль находится не в лучшем состоянии.

 И в основном из-за больших расходов на перевалку грузов и чрезмерного регламентирования деятельности транспортных госструктур. Среди главных недостатков огромная коррупция на границе, упорная борьба с которой позволит решить половину всех проблем, возникающих у экспортеров. Если государство решит все эти проблемы, то мы сможем по максимуму использовать наши по истине колоссальные транзитные преимущества.