Днeпропeтрoвск, пр. Гагарина, 77
+38 (056) 377-88-76

0-800-210-023

Ru Ua En De

Логистика как инструмент повышения конкурентоспособности компании

Возрастание роли логистики в современный период, который происходит в контексте увеличения объемов промышленного производства и расширения национальных и глобальных экономических связей, требует особенного внимания к его потенциалу относительно сокращения расходов в сфере рыночной деятельности и повышения результатов ведения хозяйства.

Развитие логистики в первую очередь  обусловлено стремлением к сокращению временных и денежных расходов, связанных с движением товара. В то же время резкий рост интереса к логистике определяется следующими факторами:

В западных странах 93 % времени движения товара от первичного источника сырья к конечному потребителю приходится на прохождение его по разным каналам материально-технического обеспечения. Собственно производство товара занимает лишь 2 % суммарного времени, а транспортировка – 5 %. В этих странах часть поступлений от движения товара составляет больше 20 % национального дохода. В структуре расходов на движение товара, стоимость сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, составляет 44 %, стоимость складирования и диспетчерских затрат – 16 %, магистральных и технологических перевозок – соответственно 23 % и 9 %.  8 % оставшихся относят к расходам по обеспечению сбыта готовой продукции.

Развитие и заострение конкуренции в Украине происходит в условиях развития предпринимательства и частной собственности и в значительной мере находится под воздействием интеграции отечественной экономики в мировую систему торговли. В такой ситуации использование украинскими предприятиями старых традиционных методов управления функциями снабжения, производства и распределения, не сможет обеспечить значительные конкурентные преимущества. Именно поэтому все больше отечественных предприятий внедряют в собственную систему управления элементы логистики.

Преимущества логистики в конкурентной борьбе базируются на исследованиях британских ученых, которые утверждают, что в структуре себестоимости продукции около 70 % составляют расходы, которые связаны с хранением, транспортировкой и упаковкой. Отсюда выплывает, что именно в сфере логистики, а не производства, как считалось раньше, содержатся наибольшие резервы относительно улучшения конкурентных позиций предприятия.

Среди основных составляющих экономического эффекта, от использования логистики в сфере производства и обращения самыми весомыми являются:

- уменьшение запасов на всем пути движения материального потока;

- сокращение времени прохождения товаров по логистической цепи;

- уменьшение расходов на транспортировку;

- уменьшение затрат ручного труда и, соответственно, расходов на операции с грузом.

Преимущества от уменьшения запасов вызваны тем, что в структуре расходов на содержание запасов (плата за аренду помещения, энергию, административные расходы, оплата труда, порчи, разворовывания, и тому подобное) составляют больше 50 %; большая часть оборотного капитала предприятий (от 10 до 50 %) – это неликвидные запасы. Сокращение запасов при использовании логистики позволяет путем согласованных действий всех участников логистических процессов уменьшить себестоимость продукции, повысить оборотность капитала, а также использовать высвобожденные средства на другие цели.

Сокращение времени прохождения товаров по логистической цепи также имеет значительные экономические резервы. Суть в том, что в структуре общего времени на производство и реализацию товаров (начиная от формирования заказа на материалы и заканчивая реализацией конечному потребителю) сам процесс производства занимает в среднем от 2 до 5 %. Таким образом свыше 95 % времени товарооборота тратится на логистические операции. Сокращение этой составляющей позволит повысить оборотность капитала, и, соответственно, получить большую прибыль за единицу времени.

Эффект от оптимизации транспортных маршрутов, согласования графиков движения транспорта, благодаря которым сокращается холостой пробег автотранспорта, также приводит к уменьшению себестоимости продукции.

А использование однотипных операций, одинаковой тары, аналогичных приемов грузопереработки, во всех звеньях логистической цепи формируют еще одну составляющую конкурентных преимуществ предприятия в условиях применения логистики – сокращения затрат ручного труда и соответствующих расходов на операции с грузом.

Логистический подход создает также предпосылки для улучшения и других показателей деятельности предприятия, которые заключаются в улучшении общей организованности предприятия, налаживании надежных взаимосвязей, что позволяет утверждать о повышении уровня управляемости и получении высших финансово-экономических показателей. В целом, логистика влияет почти на каждый аспект формирования финансового результата предприятий.

Таким образом, логистика как особый вид управленческой деятельности направляет свои усилия на исследование и оптимизацию процессов, связанных движением материальных и информационных потоков. При этом, за счет действия ее особенных инструментов, происходит рост основных показателей деятельности предприятий.