Заявка на быстрый просчет стоимости перевозки
Заполните форму и наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время

Какие планы «Укрзализныци» на грузовые перевозки

06.05.2021

В прошлом году грузопоток на «Укрзализныце» снова значительно сократился. Это нельзя назвать неожиданностью, связанной с пандемией Ковид-19, прекращением транзита с Россией, отсутствием железнодорожного сообщения с оккупированными областями. Подобная динамика наблюдается уже десять лет. Из положительных показателей можно отметить только снижение вагонного оборота.

Как же «Укрзализныця» планирует выходить из сложившейся ситуации и чем эти решения обернуться для ж/д грузоперевозок?

Отрицательная динамика

Из года в год, в течение десяти лет украинская железная дорога постоянно теряет объемы грузопотока. С 2011 по 2020 года показатели сократились с 470 млн. тонн до 305,4 млн тонн. Основным направление работы «Укрзализницы» в данном направлении являются внутренние грузоперевозки, составляющие половину от общего количества транспортировок грузов, на втором месте – экспортные транспортировки товаров, импортное направление составляет самую маленькую часть от общего объема. К примеру, в прошлом году во внутреннем сообщении перевезено 143 млн. тонн, экспортировано посредством ж/д Украины 113 млн. тонн грузов, а импорт составил 36.5 млн тонн.

Снижение количества грузопотока – это, прежде всего, дисбаланс расходов и прибыли железной дороги страны. С такими показателями УЗ достаточно сложно выйти на нормальный уровень самоокупаемости, а тем более развиваться. Чтобы железная дорога Украины могла выплачивать заработную плату, покрывать все статьи расходов и оставаться в плюсе, годовой объем грузоперевозок должен составлять не менее 350 млн. тонн, но пока эти цифры для УЗ сегодня заоблачные.

Учитывая, что в предыдущие годы тарифы на железнодорожные грузоперевозки постоянно повышались, клиенты предпочитали перевозить товары другими видами транспорта. Чтобы вернуть свой приоритет, УЗ необходимо оптимизировать работу, а именно, обеспечить клиентам умеренные цены при повышении эффективности и скорости перевозки.

Груз года

В основном в 2020 году УЗ транспортировала такие грузы как: железосодержащее рудное сырье, стройматериалы. Именно благодаря большому объему перевозок руды, УЗ в 2020 году незначительно снизила объемы транспортировок, в сравнении с предыдущим годом. Такие грузы составили почти 50% общего грузопотока ж/д Украины. Положительная конъюнктура рынка ЖРС связана с тем, что Бразилия, являющаяся главным производителем этого сырья, очень пострадала от Ковид-19. Цены на железосодержащее рудное сырье выросли и украинские предприятия смогли быстро нарастить объемы его экспорта. Соответственно, спрос на ж/д перевозки руды также возрос.

В 2020 году «Укрзализница» транспортировала строительных материалов на 16.7% больше, чем в 2019 году. Высокий спрос на данные товары обусловлен запуском государственного проекта «Большая стройка».

Все другие виды грузов не радуют позитивной динамикой, здесь наблюдаются сокращение объемов грузопотока:

  • на 17% уменьшилось количество угольных перевозок;
  • зерна было перевезено на 13% меньше;
  • на 4% сократились перевозки черных металлов;
  • удобрений и другой химической продукции перевезено меньше на 5%.

Сокращение объемов транспортировки зерновых обусловлено низким урожаем, который уменьшился в сравнении с 2019 годом на 10 млн. тонн.

Контейнерные железнодорожные перевозки

При том, что общий грузопоток УЗ сократился, контейнеры в этом году перевезли на 41% TEU больше, чем в предыдущем. Выйти в плюс контейнерным перевозкам удалось благодаря:

  • увеличению количества составов с контейнерными вагонами;
  • усовершенствованию технологии транспортировки;
  • работе по новым интернациональным маршрутам.

По железной дороге контейнерами осуществлялись прямые поставки грузов из Китая. Были организованы прямые поставки товаров из КНР в Украину и некоторые европейские страны. Заручившись поддержкой DHL Global Forwarding, УЗ планирует и далее развивать это направление, вводить новые международные маршруты.

«Укрзализница» планирует реформировать сферу контейнерных перевозок, в частности, усовершенствовать концессию терминалов «Лиски», а в дальнейшем контейнерные перевозки выделить в отдельную сферу железнодорожных грузоперевозок. Руководство УЗ собирается привлекать новые грузопотоки и улучшать терминалы, используя инвестиции государственных и частных партнеров. Это позволит УЗ выйти на новый уровень, предлагать лучшие качественные и скоростные условия транспортировки маржинальных товаров контейнерами.

Снижение оборачиваемости вагонов

Позитивным моментом в работе «Укрзализницы» стало снижение оборачиваемости составов. Эксперты объясняют это воздействием нескольких факторов:

  • Сокращением количества пассажирских перевозок из-за карантина. Без пассажирского движения грузовые вагоны стали ездить быстрее, так как освободились локомотивы и бригады, которые раньше были задействованы в пассажирских перевозках. Плюсом стало и то, что грузовым вагонам не приходилось простаивать, пропуская пассажирские поезда.
  • Увеличением локомотивных плеч. Практика «длинных плеч», которая внедрена на украинской железной дороге, позволяет составам следовать на длительные расстояния без смены локомотива и бригады, что также улучшает показатели оборота вагонов.

Программа капитального инвестирования

В 2020 году капитальное инвестирование УЗ сократилось до минимума, если в 2018 году программа инвестиций составляла 17 млрд гривен, то в 2020 – всего 5 млрд гривен. Программа конвертирования ежегодно выполняется максимум на 60%, что негативно сказывается на работе «Укрзализницы», на бизнесе, парке поездов, инфраструктуре, качестве, безопасности и скорости грузоперевозок.

В 2021 году увеличение конвертирования рассматривается как один из приоритетов. Увеличивая капитальные инвестиции ежегодно, уже в 2023 году УЗ сможет обеспечить равный доступ к инфраструктуре для всех заказчиков и быстро выполнять все наряды на грузоперевозку. Чтобы достичь таких результатов и стабилизировать финансовое положение УЗ, требуется выполнение комплексной программы, включающей: повышение прибыльности пассажирских перевозок, отмену налога на землю под железнодорожным путями, создание отдельного денежного фонда, который будет использоваться для реализации программы модернизации, продажу непрофильных активов.

Перезвоните мне