Днeпропeтрoвск, пр. Гагарина, 77
+38 (056) 377-88-76

0-800-210-023

Ru Ua En De

Изношенный автопарк украинских перевозчиков – данность времени или желание получить сверхприбыль?

На украинских дорогах начали активно бороться с перегрузом. Бюджет пополняется внушительными доходами от штрафов, дороги потихоньку делаются, а страх перед весовым контролем заставляет перевозчиков работать в правовом поле. Но более 20% всех ДТП по-прежнему происходит с участием грузовых автомобилей. Зачастую, виной тому даже не плохое состояние дорожного полотна или неопытность водителя, а банальная техническая неисправность.

Средний возраст грузовика в Украине приближается к 20 годам, а точную статистику лучше и не искать во избежание шока. Скажем только, что 63% машин старше 10 лет. Парк большинства перевозчиков изношен, находится в неудовлетворительном состоянии или безнадежно устарел. Конечно, зная, что в стоимость товаров в магазине закладываются рекордные для Европы логистические издержки, слышать об этом удивительно, однако факт остается фактом. Не до конца ясно, в чем причина нежелания компаний тратиться на покупку новой техники, но давайте попробуем разобраться.

Доллар, лизинг и бессистемность

Последние годы экономическая ситуация в Украине не может называться стабильной или перспективной. По данным news.finance более 90 банков сегодня проходят процедуру ликвидации и только четыре находятся под временной администрацией. Похожая ситуация и среди лизинговых компаний, услугами которых ранее активно пользовались перевозчики.

В отличие от банков, они не практикуют плавающую кредитную ставку по договорным обязательствам, обычно привязывают её к доллару и мгновенно реагируют на любое даже мелкое опоздание по проплатам, подавая заявление на арест имущества. Работать с такими кредиторами на нестабильном рынке себе дороже, но покупать технику за деньги, взятые из оборота компании мало кто способен – капитала банально не хватает.

Государство могло бы разорвать замкнутый круг с помощью принятия соответствующих законов для либерализации условий кредитования для бизнеса или ужесточения контроля над техническим парком, как это сделано в Европе. Например, на машины, достигшие пятнадцатилетнего возраста, в ЕС накладываются определенные ограничения по типам груза – перевозчик не имеет право выпускать их на дорогу в конкретных случаях, и вынужден думать над обновлением.

Правда, на Западе десятки лет работают над интеллектуальными транспортными системами, призванными рационализировать машинное время. Если у нас грузовик простаивает в среднем 70% от суток, то в Европе не больше 30%. Конечно, грамотно используя технику можно получить дополнительные средства на её покупку, да и увеличить поступления в бюджет. Но нашей стране пока очень далеко до этого. Нет ни правовой базы, ни условий.